Для чего нужно мыть руки и как правильно это делать?

Острые кишечные инфекции – меры профилактики

Острые кишечные инфекции (далее – ОКИ) – группа инфекционных заболеваний, вызванных различными микроорганизмами (бактериями, вирусами), проявляющаяся расстройствами пищеварения и симптомами обезвоживания. ОКИ широко распространены во всем мире.

К ОКИ относятся: дизентерия, сальмонеллез, гастроэнтерит, вирусный гепатит А, пищевые токсикоинфекции, брюшной тиф и паратифы.

По итогам 2019 года на территории Гомельской области зарегистрировано более 1700 случаев ОКИ. В последние годы возросла роль вирусов в возникновении острых кишечных инфекций: ротавирусы, норовирусы, энтеровирусы, на долю которых приходится около 30% из общего числа зарегистрированных случаев.

 ОКИ встречаются в любое время года: бактериальные кишечные инфекции – наиболее часто регистрируются в теплое время года; вирусные кишечные инфекции – в холодное время года.

Причинами пищевых отравлений и инфекционных заболеваний, передающихся с пищей, являются нарушения технологии приготовления блюд, условий хранения и сроков годности пищевых продуктов, несоблюдение правил личной гигиены.

Наиболее опасными продуктами питания для возникновения инфекций являются многокомпонентные салаты (в первую очередь заправленные майонезом и сметаной), кондитерские изделия с кремом, шаурма, изделия из рубленого мяса (котлеты, рулеты, паштеты), студни и др. На поверхности плохо вымытых фруктов и овощей могут оставаться возбудители инфекционных болезней, в частности вирусных инфекций.

Пищевой путь передачи возбудителей также реализуется через загрязненную воду. В жаркие месяцы большую осторожность должны проявлять все, кто выезжает отдыхать за город — всегда следует брать с собой запас кипяченой воды, чтобы не приходилось пользоваться непроверенными источниками. Купленные на рынках овощи и фрукты необходимо промывать кипяченой водой. Заразиться можно и купаясь в реке, пруде, озере при заглатывании воды.

С момента попадания возбудителя до появления первых признаков болезни проходит от 6 часов до 7 дней. Появляются схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота от 3 раз в сутки и более, повышается температура тела до 37°С — 38°С, появляется диарея (иногда до 10-15 раз за день), изредка возникает обморочное состояние и отмечаются судороги мышц, в тяжелых случаях – выраженная интоксикация и обезвоживание, которое наиболее опасно для маленьких детей.

Что нужно делать, чтобы избежать заболевания?

1) своевременно и тщательно мыть руки с мылом (перед приготовлением пищи, перед едой, после посещения туалета, после прихода с улицы). Если нет такой возможности – протирать антисептическими салфетками, гелями, лосьонами и т.д.

2) овощи, фрукты, ягоды тщательно мыть перед употреблением под проточной водопроводной водой, а для маленьких детей – ополаскивать кипяченой водой;

3) не приобретать продукты в местах несанкционированной торговли, сомнительного качества, с истекшим сроком годности;

4) использовать раздельные доски и ножи для разделки сырого мяса и готовых к употреблению продуктов;

5) подвергать тщательной и равномерной тепловой обработке (варка, прожаривание) продукты животного происхождения;

6) хранить в холодильнике раздельно и в индивидуальной упаковке продукты сырые и готовые к употреблению (правильно приготовленная пища может быть загрязнена путем соприкосновения с сырыми продуктами);

7) соблюдать сроки годности и температурный режим хранения продуктов и блюд;

8) хранить яйца в холодильнике, перед приготовлением тщательно мыть;

9) не употреблять для питья воду из открытых источников, использовать бутилированную или кипяченую воду;

10) на кухне соблюдать чистоту, не скапливать мусор и пищевые отходы, не допускать появления мух и тараканов;

11) при выезде на природу, с собой брать заранее вымытые овощи и фрукты, продукты с длительным сроком хранения, не требующие для хранения условий холодильника.

12) купаться только в установленных для этого местах. При купании в бассейнах и водоемах не следует допускать попадания воды в рот.

Заведующий противоэпидемическим отделением   Бондаренко С.В.

Нарушение осанки. Профилактика нарушений и формирование правильной осанки у школьников

По данным ВОЗ из каждых 100 учеников в школе 50 неизбежно «зарабатывают» сколиоз, 20-40 – близорукость, 30-40 – отклонения в сердечно-сосудистой системе, 20-30 – то, что медики называют нервно-психическими дисфункциями. 50 % детей страдают желудочно-кишечными заболеваниями. Среди окончивших школу практически нет здоровых детей. Подробнее остановимся на одной из самых распространенных аномалий – нарушении осанки.

Еще с древних времен известно, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, других жизненно важных органов, ухудшают обмен веществ, искажают форму тела.

Осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе, сидении; формируется в процессе роста, развития и воспитания.

Нарушения осанки – отклонения позвоночного столба от анатомической нормы в переднезадней или поперечной плоскостях – сопровождаются изменением формы тела, взаиморасположения головы, туловища, таза, рук, ног.

Людей с правильной осанкой видно сразу. Голову они держат прямо, у них умеренные изгибы позвоночника, грудь распрямлена, живот подтянут, ноги выпрямлены.

У человека с правильной осанкой фигура выглядит красивой и стройной, а походка легкой.

Далее будут рассмотрены краткие характеристики распространенных нарушений опорно-двигательного аппарата и рекомендованы комплексы упражнений для коррекции и профилактики нарушений.

Нарушение осанки

Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. При ее нарушении ухудшается функция дыхания, может появиться близорукость, остеохондроз позвоночника и другие заболевания.

Осанку предопределяет множество факторов, в том числе врожденные и наследственные причины, перенесенные заболевания и травмы. Но все же самый большой вред осанке приносит пренебрежение социально-гигиеническими правилами. Это нерациональный образ жизни, малая двигательная активность, плохая закаленность.

Основными средствами формирования правильной осанки являются:

– физические упражнения,

– закаливание,

– самоконтроль учащихся за соблюдением правильной осанки в ходе выполнения различных заданий, игр и т.п.

Очень много времени учащиеся проводят за партой, а дома – за рабочим столом, готовясь к урокам. Поэтому очень важно, чтобы они сохраняли правильную рабочую позу. При выполнении письменных работ следует сидеть так: предплечья на крышке стола, плечи на одном уровне, голова немного наклонена вперед, ноги поставлены на пол параллельно, голени под прямым углом к бедрам. Слушая объяснения учителя или ответы товарищей, учащиеся сидят непринужденно, опираясь на спинку сиденья, но при этом правильно и красиво держат голову и туловище.

Основные причины, которые приводят к нарушению осанки, – это перенесенные болезни, нерациональный режим, пренебрежение физическими упражнениями на учебе и в семье, несоответствие мебели (высоты стола или стула) росту ребенка, переутомление при длительном сидении, привычка неправильно сидеть, плохое освещение рабочего места, тесная и неудобная одежда, слабое зрение.

В течение учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся, снижается их внимание, работоспособность. Дальнейшее сидение за партой вызывает застойные явления, ведет к утомлению мышц спины, шеи, ног.    Утомившись, учащиеся обычно опускают плечи и голову, перекашивают туловище влево или вправо и т.п. Все это отрицательно влияет на формирование правильной осанки.

Естественно, надо так строить свою жизнь, чтобы по возможности исключить все эти причины искажения осанки. Например, противостоять утомлению на учебных занятиях помогают физкультминутки.

Искривление позвоночника

Если смотреть на позвоночник сзади, то в норме он выглядит прямым, однако иногда заметно искривление в ту или другую сторону. Такое искривление называется сколиозом.

Известны два основных типа сколиоза:

1. Функциональный сколиоз, причиной которого обычно является разная длина нижних конечностей.

2. Органический сколиоз, вызванный заболеваниями или повреждениями костей, мышц или нервов.

Раньше люди узнавали впервые о том, что у них одна нога короче другой, от своего портного. В наше время мы обычно носим готовую одежду, поэтому вся ответственность за своевременное обнаружение такого дефекта ложится на родителей, учителей, работников здравоохранения. Особое внимание следует уделять детям в возрасте от 9 до 14 лет, у которых кости растут очень быстро.

Заметить подобное нарушение не так уж сложно, если знать, на что обращать внимание. Родителей должно насторожить появление у ребенка одного или нескольких признаков укорочения конечности:

– Одно плечо выше другого.

– Одна лопатка выступает больше, чем другая.

– Одна рука длиннее другой.

– Наличие на спине односторонней выпуклости.

Попросите ребенка наклониться вперед, чтобы спина была параллельна полу, а расслабленные руки свободно свисали вниз.

Обнаружив на спине одностороннюю выпуклость, обязательно сообщите об этом лечащему врачу или физиотерапевту.

В связи с тем, что разница в длине ног, как правило, невелика, ее вполне можно не заметить до тех пор, пока об этом не скажет врач. В среднем у 8 человек из 10 одна нога короче другой, причем многие люди так никогда и не сталкиваются с неблагоприятными последствиями этого. Однако в некоторых случаях это достаточно распространенное явление приводит к развитию сколиоза и возникновению множества других проблем, включая ротацию бедер (развернутость бедра кнаружи или внутрь), что, в свою очередь, способно вызвать боль в любом отделе позвоночника.

Сколиоз обычно легко поддается коррекции с помощью специальных упражнений и ортопедической обуви или, по крайней мере, удается предотвратить его прогрессирование.

Комплекс упражнений для позвоночника

1.    И.п. – сидя на стуле (сохраняется для первых 8 упражнений), руки опущены вдоль туловища. Повороты головы – влево и вправо с максимально возможной амплитудой. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.

2.    Опустить голову вниз, достать подбородком грудь. Темп медленный. Повторить 5-10 раз.

3.    Запрокинуть голову назад, одновременно вытягивая подбородок. Темп медленный. 5-10 раз.

4.    Положить ладонь на лоб. Давить лбом на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.

5.    Положить ладонь на область виска. Давить виском на сопротивляющуюся ладонь. Давление – 10 секунд, отдых – 20 секунд. 5 раз.

6.    То же с другой стороны.

7.    Руки опущены вдоль туловища. Поднять плечи и удерживать в таком положении 10 секунд, расслабление – 15 секунд. 6 раз.

8.    Самомассаж шеи, плечевых суставов, трапециевидной мышцы. 5-7 минут.

9.    И.п. – лежа на спине, руки под головой. Давить головой на руки (темп медленный) – выдох. Расслабиться – вдох. 10 раз.

10. И.п. – лежа на спине, руки на пояс. Поочередное сгибание и разгибание ног, не уменьшая прогиба поясницы. Стопы не отрывать. По 10 раз каждой ногой.

11. И.п. – лежа на спине, руки на пояс, ноги согнуты. Прогнуться, поднимая таз – выдох, и.п. – вдох. 10-15 раз.

12. И.п. – лежа на спине, кисть одной руки на груди, другой – на животе. Глубокий вдох (кисти приподнимаются), глубокий выдох (кисти опускаются).

Профилактика нарушений осанки

Прежде всего, необходимо постоянно контролировать положение тела.

В положении стоя следите, чтобы спина постоянно оставалась прямой. Если необходимо, увеличьте высоту письменного или обеденного стола, измените места крепления зеркал, обратите внимание на длину телефонного шнура. Нагрузка на позвоночник будет гораздо меньше, если не стоять подолгу, опираясь преимущественно на правую или левую ногу, а систематически переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Подолгу стоять не рекомендуется, если есть возможность, лучше пройтись вперед-назад.

В положении сидя постарайтесь сохранить поясничный изгиб, плотно обопритесь спиной о спинку стула. Сидеть нужно прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.

Стопы при работе сидя должны опираться о пол. Если стандартный стул не соответствует вашему росту, нужно смастерить подставку под ноги. Для чтения книг полезно изготовить специальную наклонную подставку.

Поднимая груз, согните ноги, а не наклоняйтесь вперед. Никогда не поднимайте тяжести, сгибая спину, будучи на прямых ногах. Приподняв груз над опорой, избегайте рывковых движений с поворотом туловища. Не держите груз на вытянутых руках, или наклонившись вперед.

Тем, кто носит сумку через одно плечо изо дня в день, неминуемо грозит искривление позвоночника. Для таких людей лучше подходят заплечные рюкзаки из легких синтетических материалов.

Методические рекомендации по улучшению осанки

Чтобы выработать правильную осанку, применяют две группы упражнений: общеразвивающие и специальные.

К первой группе относят упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок опорно-двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника. Выполняя общеразвивающие упражнения, человек укрепляет свой мышечный корсет. Для общего физического развития организма полезны упражнения, как без предметов, так и с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, гантелями и т.п.

К группе специальных относят упражнения, целенаправленно способствующие выработке правильной осанки. Некоторые из них довольно просты, и их можно выполнять в домашних условиях.

Формированию навыка правильно держать свое тело помогают упражнения, выполняемые в вертикальной плоскости, с предметами на голове, на равновесие. Чтобы научиться правильно держать голову, следует применять упражнения с удержанием на ней различных предметов (мешочка весом 200-300г и др.). Эти упражнения развивают статическую выносливость мышц и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.

Упражнения на равновесие направлены на развитие способности удерживать позвоночник в правильном положении, что имеет большое значение для правильной осанки.

Для предупреждения сутулости очень полезны упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

1.    И.п. – лежа на животе, руки вверх. Движения руками как при плавании способом «брасс», 6 раз.

2.    И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Движения ногами, как при плавании способом «кроль», 6-10 раз.

3.    И.п.– о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза.

4.    И.п. – лежа на животе, кисти под подбородком. Поднять ноги. Держать 3 счета, 4-6 раз.

5.    И.п. – лежа на спине, руки на пояс. Медленно сесть без опоры на руки, медленно лечь, 4-6 раз.

6.    И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза.

7.    И.п. – стоя ноги врозь в двух шагах от стула. Наклон вперед, хват за спинку стула, сделать «круглую» спину, рывком прогнуться. Держать 3 счета. Вернуться в и.п., 4-5 раз.

Комплекс упражнений для выработки устойчивого навыка осанки

1.    В положении основной стойки расположите на голове какой-либо предмет. Сохраняя правильную осанку, опуститесь поочередно на колени, затем сядьте на пятки и в обратной последовательности вернитесь в исходное положение.

2.    Стоя, разведите руки в стороны, держа в правой руке небольшой предмет (кубик, мячик). Поднимая правую руку вверх, согните ее в локте, левую заведите вниз – за спину и передайте предмет в левую руку. То же повторить из левой руки в правую. 15 – 20 раз.

3.    Стоя у стены и касаясь ее затылком, спиной и пятками, поднимите согнутую правую ногу максимально вверх и прижмите к животу, обхватив руками голень. Затем выпрямите ногу и руки вперед. Повторить упражнение, поднимая левую ногу. 25 – 30 раз.

4.    С предметом на голове походите на носках, пятках, высоко поднимая колени, выпадами, зигзагами; выполните танцевальные движения.

5.    Побегайте ускорениями по прямой линии, по кривой, зигзагами.

6.    Прыжки, в том числе в глубину с возвышений (различной высоты).

7.    Кувырки вперед, назад, в сторону.

8.    Стойка на лопатках («березка») с открытыми и закрытыми глазами.

Упражнения для правильной осанки

   Основными средствами формирования правильной осанки являются занятия физическими упражнениями и физическая активность.

1. Стоя у стены. Принять положение правильной осанки: живот втянуть, плечи развернуть, ноги выпрямить, голову приподнять. Отойти от стены на один шаг и проверить правильность осанки. Удерживать позу 5-10 сек.

2. Стоя у стены в положении правильной осанки. Присесть с прямой спиной, касающейся стены, и встать, не отклоняясь от нее.

3. Стоя у стены в положении правильной осанки. Выполнить движения руками вперед, вверх, в стороны, на пояс; медленно поднять согнутую ногу, захватив её руками, прижать к туловищу,  не отрываясь от стены.

4. Стоя, руки за головой, дыхание произвольное. Вначале отвести руки в стороны, затем поднять их вверх и прогнуться. Замереть в этом положении на 2–4 сек. затем вернуться в исходное положение.

5. Стоя на шаг от стены, касаясь стены ладонями. Прогнуться как можно больше назад и удерживать позу 3-5сек., затем вернуться в исходное положение. 

6. Лежа на животе, руки согнуты, кисти расположены под грудью, локти направлены назад. Опираясь на руки и не отрывая бедра от пола, необходимо прогнуться. В таком положении замереть на 3–5 сек., затем вернуться в исходное положение.

7.Стоя ноги врозь. Положить на голову предмет (книгу, мешочек с крупой). Выполните приседания, держа ровно голову и спину, так чтобы предмет не упал.

8. Ходьба с предметом (мешочком, книгой) на голове с сохранением правильной осанки/

Общие рекомендации:

·   Прививайте любовь к правильным позам, убедите ребенка, что они удобнее и менее утомительны, тогда навык будет устойчивым и останется на всю жизнь.

·   Профилактические осмотры надо делать дома один раз в две недели. Чем раньше обнаружится проблема, тем легче её решить; 

·   Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см. выше локтя опущенной руки вашего ребенка, когда он сидит.

·   Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб.

·   Книги желательно ставить на пюпитр на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

·   Обеспечьте хорошее освещение рабочего места.

·   Через каждые 30—45 минут занятий следует делать перерывы, встать и подвигаться 5—10 минут.

·   Спать рекомендуется на твердой и ровной постели с невысокой подушкой. Кровать должна быть на 20–25 см. больше, чем рост ребенка.

·   Приучите ребенка спать на спине или на боку, а не на животе или свернувшись калачиком.

·   Не разрешайте читать, лёжа на боку.

·   Запрещайте носить тяжести в одной и той же руке или на одном и том же плече.

·   Лучшим портфелем для школьника является ранец.

·   Рациональный режим (полноценное питание, сон, чередование разных видов деятельности, прогулки).

·   Регулярно выполняйте упражнения для правильной осанки.

Соблюдая эти советы, через некоторое время вы заметите, какие у ваших детей стали красивые, уверенные движения, как изменилась к лучшему их осанка. Здоровья вам и вашим детям!

Отравления детей лекарственными средствами и средствами бытовой химии

Отравления детей лекарственными средствами и средствами бытовой химии наблюдаются довольно часто, нередко сопровождаются интоксикацией и при несвоевременно или неправильно оказанной первой помощи могут привести к смертельному исходу.

Возможно, случайные отравления лекарственными средствами чаще всего наблюдаются в семьях, где неправильно хранятся лекарства. Во избежание этого, необходимо хранить лекарственные средства в недоступных для детей местах.

Больше половины всех детских отравлений обусловлено случайным приемом лекарств. Держите все препараты (даже витамины) в недоступном для ребенка месте. Никогда не называйте лекарства «конфетками», так можно спровоцировать интерес к ним.

Если вы заподозрили, что Ваш ребёнок проглотил какое-нибудь опасное вещество, не пытайтесь вызывать рвоту или давать малышу «запить» проглоченное без предварительной консультации с врачом. Немедленно свяжитесь со службой скорой медицинской помощи!

Придя с работы, иногда не оценив возможную опасность, сумку без присмотра оставляют на стуле, комоде или на полу. А ведь внутри находится множество опасных для ребёнка предметов: лекарственные средства, маникюрные ножницы монеты, всякие мелочи и даже помада с лаком для ногтей и жидкостью для его удаления, и пр. Все это, оказавшись в руках ребёнка, может привести к очень печальным последствиям.

Большую опасность несет и бытовая химия:

Средства бытовой химии, даже если это обычный стиральный порошок или сода, следует обязательно хранить отдельно от любых пищевых продуктов, недоступных для детей местах, лучше под замком.

На каждой бутылке или коробке обязательно должна быть этикетка; перед применением какого-либо средства, необходимо внимательно прочитать все рекомендации.

Жидкие вещества следует переливать, обязательно пользуясь воронкой, а пересыпать сыпучие – ложкой; воронку или ложку после применения следует вымыть и высушить.

Если Вы убрали бутылку с моющим средством на верхнюю полку или закрыли в шкафчике, это не значит, что ребёнок её не найдёт и не опрокинет

на себя. В таком случае химическое средство может попасть на нежную кожу малыша, в глаза или рот, при этом возможны совершенно катастрофические последствия не только для ребёнка, но и всей семьи. Поэтому всегда убирайте средства бытовой химии в места недоступные для детей. Места хранения опасных веществ любого происхождения и назначения должны быть оборудованы надёжными системами защиты от несанкционированного доступа.

Если Вы заподозрили, что ребенок проглотил какое-нибудь опасное вещество, не пытайтесь вызвать рвоту или давать малышу «запить» проглоченное без предварительной консультации с врачом. Немедленно свяжитесь со службой скорой помощи!

Дети очень любознательны и по своему незнанию могут попасть в различные неприятные ситуации, связанные с риском для жизни.

Берегите своих детей! Дети приносят в этот мир великую радость вместе со своим заливистым смехом, неуклюжими, первыми шагами и бесконечными «почему». Ничто не заменит детской улыбки, искренних объятий маленьких ручек. Каждые родители хотят ощутить и познать эти чувства. Давайте будем более ответственны и внимательны к своим детям!

Комиссия по делам несовершеннолетних

Жлобинского райисполкома

Профилактика нарушений зрения у школьников

Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.

Профилактика ухудшения зрения при чтении

  • правильно расположить источник света: он должен находиться позади вас и немного сверху (свет из-за плеча);
  • сделать освещение умеренно ярким: вреден как приглушенный, так и яркий свет, вызывающий перенапряжение глазных мышц;
  • ребенок может использовать специальную подставку, обеспечивающую оптимальный наклон книги;
  • не читать в движущемся транспорте, так как постоянное движение текста затрудняет фокусирование на объекте;
  • чтение лежа и на боку недопустимо;
  • при чтении не приближать книгу к глазам ближе чем на 30 см.

Профилактика нарушения зрения при работе за компьютером

Современный мир не мыслит своей жизни без использования компьютеров. К сожалению, компьютеры не только помогают нам в работе, но и вредят глазам, особенно в том случае, когда за монитором человек проводит весь рабочий день. Поэтому остро стоит вопрос о том, как профилактика зрения помогает избежать в будущем проблем со зрением. Чтобы предупредить ухудшение зрения, желательно:

  • располагать монитор на расстоянии вытянутой руки;
  • после 40 минут работы за компьютером необходимо сделать перерыв и выполнить простые упражнения, чтобы снять напряжение:

Гимнастика для глаз. Специальные упражнения хорошо влияют на усиление кровоснабжения тканей глаза, повышают тонус, эластичность и силу глазных мышц, укрепляют мышцы век, снимают усталость. Закройте глаза и посмотрите сначала направо, затем налево. Повторите 10 раз. Не открывая глаз, совершайте круговые движения глазами по часовой стрелке и в обратном направлении (тоже 10 раз). Откройте глаза, сведите зрачки к переносице (10 раз). Выберите близкий и отдаленный объекты перед собой. Переводите взгляд с одного на другой, фокусируя зрение на каждом. В заключение снова закройте глаза и начните описывать кончиком носа в воздухе буквы, цифры или фигуры.

  • располагать во время работы за компьютером человек моргает в 3 раза реже, чем обычно, поэтому при длительной работе глаз пересыхает. Частое моргание или использование специальных увлажняющих капель поможет справиться с этой проблемой.
  • оптимальное время для игры на компьютере или планшете, а также просмотра телепередач без вреда для зрительного аппарата – полтора часа в день, а для ребенка дошкольного возраста – 30 минут.

Спорт. Занятия спортом помогут укрепить зрение и вернуть его остроту на начальных этапах развития болезни. В идеале стоит отдать предпочтение такому виду тренировок, где необходима постоянная фокусировка глаз, например, бадминтон, теннис, баскетбол, футбол.

Водные процедурыКонтрастные водные процедуры способствуют улучшению кровообращения в сетчатке глаза. С утра ополосните глаза попеременно теплой и холодной чистой водой примерно 20 раз.

Витаминная диетаДля сохранения зрения рекомендуется диета, богатая витаминами (каротин, витамин С, витамин Е, а также цинк и омега-3 жирные кислоты). Этими питательными веществами богаты апельсины, морковь, киви, зеленые листовые овощи (брюссельская капуста, шпинат), болгарский перец, а также орехи, бобовые, молочные продукты и яйца.

Неотъемлемой частью профилактики нарушений зрения является регулярное посещение офтальмолога. Проверять зрение здоровым людям необходимо не реже 1 раза в год, а людям с нарушениями зрения – 1 раз в полгода. Профилактический осмотр поможет предотвратить развитие заболеваний глаз, остановить развитие близорукости и прочих нарушений зрения.

Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благо-приятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо рас-полагать слева (для правшей, для левшей — справа), лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в ком-нате Резкий контраст быстро утомляет, появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной дальнейшем к формированию близорукости.

В школьном возрасте нужны систематические занятия физическими упражнениями, направленными не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений, профилактику заболеваний. Занятия физкультурой и спортом обеспечивают улучшение деятельности всех органов и систем, стимулируют обменные процессы в организме, что положительно воздействует на зрение.

В последние годы появился дополнительный фактор, способствующий развитию зрительных нарушений — введение в программу школьного обучения информатики, а также широкое использование персональных компьютеров в быту. Работа за компьютером является серьезной нагрузкой не только на органы зрения, но и на весь организм в целом. Многие дети часами просиживают за монитором, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» — игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.

Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора. Кроме того, можно использовать специальные капли — заменители слезы (лакрисин, слеза натуральная и др.).

Чтобы сохранить острое зрение в течение всей жизни необходимо соблюдать ряд несложных правил:

Обеспечить себе здоровый и достаточный по времени сон.

Правильно питаться. Людям с ослабленным зрением необходимо употреблять продукты, богатые витаминами, среди которых особое значение имеют:

  • витамин В2 (рибофлавин), улучшающий цветоразличение и ночное зрение. Характерными признаками его дефицита в организме являются трещины в углах рта, снижение аппетита, слабость, апатия, головная боль, ощущение жжения кожи, резь в глазах. Источниками витамина В2 служат цельное молоко, простокваша, ацидофилин, кефир, сыр, постное мясо, печень, почки, сердце, пекарские и пивные дрожжи, грибы;
  • витамин А, при недостатке которого страдает сумеречное зрение («куриная слепота»), поражается роговица глаза, в запущенных случаях развивается ксерофтальмия (сухость глаза). Витамин А содержится в сливочном масле, цельном молоке, яичном желтке, печени (особенно в печени рыб). Морковь, шпинат, салат, щавель, зелень (как культурная, так и дико-растущая), а также плоды шиповника богаты бета-каротином — предшественником витамина А, который образуется в организме человека при употреблении этих продуктов (в сочетании с жирами — растительным маслом, сметаной, т.к. этот витамин относится к группе жирорастворимых).

В рационе близоруких детей должны быть:

  • морковь — богатый источник бета-каротина;
  • черника — свежая и сухая черника повышает остроту зрения, снимает усталость глаз и улучшает сумеречное зрение. Целебные свойства черники объясняются наличием биофлавоноидов, способствующих питанию сетчатки глаза;
  • красный сладкий перец и шпинат — источники лютеина, который, подобно солнечным очкам, защищает сетчатку. Надо только помнить, что при тепловой обработке лютеин разрушается, поэтому эти продукты нужно есть в сыром виде;
  • кукуруза, апельсины, манго и персики — богаты зеаксантином, который, как и лютеин, защищает сетчатку и предотвращает помутнение хрусталика;
  • рыба — содержит много таурина, ненасыщенных жирных кислот и витамина Е, предупреждающих излишнюю сухость глаз;
  • шиповник — признанное профилактическое средство при дистрофии сетчатки;
  • цитрусовые — витамин С необходим для защиты глаз от инфекций, а также для предотвращения возрастных заболеваний.

Дополнительно можно применять фармацевтические препараты, способствующие улучшению зрения. Полезны для глаз комплексные поливитаминные препараты «Триовит», «Аевит», «Миртилен-форте», в которых витамины сочетаются с микроэлементами (цинком, кальцием). В аптечной сети есть также пищевые биодобавки и витамины с черникой — «Фиточерника», «Черника-форте», Стрикс-кидс, Стрикс-отличник и т. д.

Улучшать кровоснабжение глаз. Главной причиной нарушения зрения у детей и подростков является рост зрительных нагрузок и как следствие — утомление глаз. При этом происходит замедление кровотока в органе зрения. В такой ситуации необходимо воздействовать на питание глаз как за счет улучшения общего кровотока (прогулки, физические упражнения), так и кровоснабжения глазного яблока и циркуляции внутриглазной жидкости. Хороший эффект дает специальная гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений для младших школьников:

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.
  • Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 — 5 раз.
  • Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
  • сходное положение — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4 — 5 раз.

Что такое ВИЧ/СПИД?

ВИЧ – вирус иммунодефицита человека. Вирус не живет в окружающей среде, попадая на открытый воздух, погибает в течение нескольких секунд, однако в использованных нестерилизованных шприцах вирус может сохранять жизнеспособность в течение нескольких дней, за счет находящихся внутри иглы остатков крови.

При попадании в кровоток человека ВИЧ поражает иммунные клетки: Т-лимфоциты и макрофаги. Проникая внутрь этих клеток, он начинает размножаться, сокращая срок жизни лимфоцитов, снижая способность организма противостоять различным болезням. Если не предпринимать мер для борьбы с ВИЧ, то через 5-10 (иногда и до 20) лет развивается СПИД, синдром приобретенного иммунодефицита. Человек оказывается уязвим для многих инфекций (пневмоцистная пневмония, туберкулез, кандидоз, опоясывающий лишай и др.), которые приводят его к гибели. На сегодняшний день существует ряд препаратов помогающих ВИЧ-положительному человеку сохранять нормальный уровень иммунной защиты, предотвращая наступление стадии СПИДа на протяжении длительного времени.

ВИЧ и СПИД – это абсолютно разные, но взаимосвязанные понятия. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека, последняя стадия ВИЧ-инфекции, вызываемая вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Поэтому неверно говорить о любом ВИЧ-положительном человеке, как о больном СПИДом.

СПИД – это обратимое состояние: при применении антиретровирусной терапии концентрация вируса в крови уменьшается, число иммунных клеток увеличивается и состояние человека переходит в бессимптомную стадию, так же снижается риск передачи вируса. Таким образом ВИЧ-положительный человек может жить долгой и полноценной жизнью.

Лечение при положительном ВИЧ-статусе назначает врач, при определенных условиях (когда концентрация вируса в крови увеличивается до ста тысяч копий вируса на один миллилитр крови или в одном миллилитре крови остается триста пятьдесят CD4-лимфоцитов). До этого момента необходимости в назначении лекарств нет, так как иммунная система ВИЧ-положительного человека активно противостоит различным болезням.

ВИЧ не передается при бытовых контактах между людьми, через рукопожатия и объятия, слюну, поцелуй, мочу, кал, пот, слезы. Неповрежденная кожа является непреодолимым барьером для вируса.

—      ВИЧ не передается при совместном пользовании ванной и туалетом.

—      ВИЧ не передается при совместном использовании столовых приборов, посуды.

—      ВИЧ не передается по воздуху, при совместном пользовании мебелью, телефонной трубкой и т.д.

—      ВИЧ не передается через укусы насекомых.

Лучше знать

Человек может не подозревать, что у него в крови есть ВИЧ и таких случаев достаточно много. Ситуация неведения очень опасна тем, что человек не может защитить от передачи вируса своих близких и позаботиться о своем здоровье, то есть вовремя начать принимать специальную терапию. Знать свой ВИЧ-статус – это так же естественно, как знать о других своих хронических болезнях. Зная правду, пусть порой и горькую, человек сможет позаботиться о себе (будет регулярно наблюдаться у врача и при необходимости принимать бесплатную терапию) и защитить окружающих его людей. 

Пути передачи ВИЧ

Употребление инъекционных наркотических средств — попадание вируса через кровь при неоднократном использовании шприца.

Половой путь передачи ВИЧ при незащищенном сексуальном контакте — когда вирус, содержащийся в сперме или влагалищных выделениях, попадает в кровоток через микротрещины в слизистой оболочке. Предотвратить передачу вируса можно, отказавшись от сексуальных контактов с разными партнерами, (храните верность одному партнеру) или пользуйтесь презервативами при каждом сексуальном контакте.

Прерванный половой акт снижает вероятность передачи вируса, но не исключает ее.

Передача ВИЧ при оральном сексе теоретически возможна, только если на слизистой рта есть видимые повреждения с выраженным кровотечением.

В связи с анатомическими особенностями вероятность передачи вируса от мужчины к женщине в 2 раза выше, чем от женщины к мужчине.

Передача ВИЧ во время беременности. Кровь ребенка и матери не смешиваются, но между организмами постоянно происходит обмен различными веществами. Обычно вирус не может проникнуть через плацентарный барьер, однако бывают исключения при различных патологиях. Современная терапия позволяет снизить риск заражения ребенка и у ВИЧ-инфицированной матери может родиться вполне здоровый ребенок.

Передача ВИЧ при родах. Проходя через родовые пути матери, ребенок контактирует со слизистыми оболочками родовых путей. Вирус, содержащийся в вагинальном секрете и крови, может попасть в организм новорожденного. Поэтому используются определенные методы родовспоможения, с назначением специальных противовирусных средств матери до родов, непосредственно во время родов и ребенку после рождения.

Передача ВИЧ через грудное молоко. Чтобы избежать передачи вируса младенцу, необходимо перейти на полное искусственное вскармливание.

Узнать свой ВИЧ-статус можно сдав тест на ВИЧ.

Пройти тестирование на ВИЧ можно практически в любом лечебно-профилактическом учреждении нашей страны. Законодательство гарантирует каждому гражданину возможность бесплатно и анонимно сдать тест на ВИЧ.

Пройти тестирование на ВИЧ или нет – решает каждый человек сам, но иногда люди ошибочно полагают, что у них в жизни не было ситуаций, в которых могла произойти передача вируса.

Виды тестов на ВИЧ

Обнаружить вирус в организме человека возможно только при помощи специальных тестов. Процесс тестирования заключается в выявлении антител, которые вырабатываются организмом в ответ на появление вируса, или в определении ДНК самого вируса.

1-й тест — иммуноферментный анализ (ИФА). Самый распространенный метод диагностики, применяемый при стандартном обследовании в поликлиниках и больницах. ИФА определяет наличие антител к ВИЧ в крови человека. Достоверный результат этого теста можно получить не раньше, чем через три-шесть месяцев после того, как вирус попал в организм. Именно за этот период в крови человека накапливается то количество антител, которое может определить иммуноферментный анализ.

Отрицательный результат этого теста означает, что в крови человека нет антител к ВИЧ, и, соответственно, нет и самого вируса. Однако существует такое понятие, как ложноотрицательный результат. Он может быть получен, если антитела к вирусу еще не успели выработаться в достаточном количестве, то есть тестирование произошло в «период окна» — менее чем через три месяца после попадания ВИЧ в организм человека.

Положительный результат теста означает, что в крови есть антитела к ВИЧ, и, соответственно, сам вирус. В 1% случаев результат этого теста может оказаться ложноположительным. Это может произойти, когда тест принимает за антитела к ВИЧ другие антитела. Ложноположительный результат чаще всего выявляется при обследовании пациентов с хроническими инфекционными, аутоиммунными, онкологическими и некоторыми другими заболеваниями, а также в случае беременности. Поэтому любой положительный результат обязательно проверяют на более чувствительном тесте.

2-й тест — иммуноблот (ИБ). Этот тест определяет наличие специфических антител к ВИЧ. Положительный результат иммуноблота означает, что в крови есть ВИЧ.

Полимеразная цепная реакция (ПЦР используется для определения РНК (наследственного материала вируса). Это очень эффективная и чувствительная реакция, позволяющая получить результат, исследуя РНК всего одной клетки.

Чувствительность данного теста очень высока: он обнаруживает РНК вируса, причем через короткое время: в среднем около 10-ти дней с момента предполагаемого заражения.

Процедура сдачи анализа

Процедура сдачи анализа на ВИЧ одинакова вне зависимости от того, сдаётся кровь анонимно или нет. Сначала заполняется бланк (с указанием имени или без), затем происходит обычный забор крови из вены в объёме нескольких миллилитров при помощи шприца. Весь используемый инструментарий стерильный и одноразовый.

Перед анализом можно попросить специалиста рассказать в чем суть анализа и какие бывают результаты теста. Также специалист может на основании рассказа о какой-то конкретной ситуации оценить, насколько высок был риск передачи ВИЧ.

После получения результата теста также стоит поговорить со специалистом. Как правило, после теста обсуждается полученный результат и действия, которые рекомендуется предпринять в том или ином случае. Консультация анонимна.

Как защитить себя?

Практически во всех случаях ВИЧ-инфицирования — заражение можно было предотвратить. Все возможные пути и механизмы передачи вируса давно определены, но люди продолжают собственными ошибками подвергать себя риску.

Узнав о вирусе, обсудите этот вопрос со своими близкими. Возможно, это окажет влияние на будущую жизнь и позволит сохранить здоровье. Узнайте о своем ВИЧ-статусе. Помните: легче избежать болезнь, чем потом всю жизнь выбирать против нее средства.

Единственный надежный метод убедиться в отсутствии ВИЧ-инфекции — пройти тестирование на антитела к ВИЧ не ранее 6 недель после того, как Вы подверглись риску инфицирования (вступали в сексуальные контакты без использования презерватива, либо употребляли инъекционные наркотики).

Пройти обследование на ВИЧ можно самостоятельно, приобретя в аптеке набор для самотестирования по слюне, либо бесплатно и анонимно в любом лечебно-профилактическом учреждении области, а также в отделе профилактики ВИЧ/СПИД Гомельского областного ЦГЭ и ОЗ по адресу:

г.Гомель, ул.Моисеенко, 49.

Телефон горячей линии (0232) 50-74-12.

gmlocge.by, aids.by

vk.com/gomelaids