План реализации республиканского проекта «Родительский университет» на 2024/2025 учебный год
Цель – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.
Задачи проекта:
— формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
— формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
— обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
— организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и др.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
ФОТОАЛЬБОМ, НОВОСТИ
23.11.2024 консультацию для родителей «Как привить ребёнку любовь к чтению?» проводит классный руководитель Левковец Снежана Владимировна
09.11.2024 консультацию для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка» роводит классный руководитель Хруцкая Татьяна Александровна
24.10.2024 педагог-психолог школы Вавринчук Елена Александровна выступила перед трудовым коллективом ЖЭУ–6 КЖЭУП «Жилкомсервис два». по теме «Профилактика негативных проявлений в подростковом возрасте. Профилактике насилия и жестокого обращения с детьми»
План реализации республиканского проекта «Родительский университет» на 2024/2025 учебный год
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведе- ния | Форма проведения | Ответственные |
1 | 1-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социальнопсихологическойдезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе | 17.10 | практикум | Педагог-психолог Вавринчук Е.А., классные руководители |
1.2 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарногигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | 12.12 | беседа/ практикум / мастер-класс | Классные руководители |
1.3 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться | 13.03 | круглый стол/ дискуссия/ форум | Классные руководители |
1.4 | Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни. Значение эмоциональночувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка | 22.05 | психологический тренинг | Педагог-психолог Вавринчук Е.А. |
2 | 2-е классы | |||
2.1 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учѐбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | 17.10 | беседа/ семинар- практикум / вебинар | Классные руководители |
2.2 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни. Здоровье школьника и его успехи в учѐбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья | 12.12 | круглый стол/ семинар- практикум / вебинар | Классные руководители |
2.3 | Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка | 13.03 | лекция | Педагог социальный Грицкова И.А. |
2.4 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться | 22.05 | круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс | Классные руководители |
3 | 3-и классы | |||
3.1 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребѐнка. Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям | 17.10 | беседа/ семинар- практикум / вебинар | Классные руководители |
3.2 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников | 12.12 | лекция | Педагог-психолог Вавринчук Е.А. |
3.3 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни. | 13.03 | практикум | Педагог социальный Грицкова И.А. |
3.4 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви | 22.05 | семинар- практикум | Педагог социальный Грицкова И.А. |
4 | 4-е классы | |||
4.1 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов. Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников | 17.10 | лекция | Педагог-психолог Вавринчук Е.А. |
4.2 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие | 12.12 | дискуссия | Педагог социальный Грицкова И.А. |
4.3 | Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером | 13.03 | конференция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум | Классные руководители |
4.4 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | 22.05 | круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар | Классные руководители |
План работы консультационного пункта на 2024/2025 учебный год
План консультаций классных руководителей
Время проведения: 12.00-12.45
Дата | Класс | Тема | Ответственные |
28.09 | 1 | Развитие памяти и внимания младших школьников | Филипенко Н.Д. |
22.03 | 1 | Леворукий ребёнок в школе | Белоцкая М.А. |
26.10 | 2 | Роль отца в воспитании ребёнка | Гулак Е.Н. |
22.02 | 2 | Учение с увлечением | Бондаренко Т.А. |
23.11 | 3 | Как привить ребёнку любовь к чтению? | Левковец С.В. |
24.05 | 3 | Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста | Шуголеева А.В. |
28.12 | 4 | Как помочь ребёнку правильно распределить своё время | Макаёнок И.Н. |
26.04 | 4 | Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем | Прокофьева Е.Е. |
План групповых консультаций педагога социального Грицковой И.А.
Время проведения: 10.00-11.00 Место проведения: кабинет №10
Дата | Класс | Тема |
07.09 | 1 | Психологические особенности младших школьников |
18.09 | 4 | Безопасный интернет |
05.10 | 2 | Воспитание вежливости |
23.10 | 2 | Роль отца в воспитании ребёнка |
02.11 | 3 | Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей |
20.11 | 2 | Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребёнка |
07.12 | 2 | Профилактика жестокого обращения с детьми |
18.12 | 4 | Как научить своего ребёнка жить в мире людей |
04.01 | 4 | Роль семьи в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
15.01 | 1 | Ваш ребёнок и его друзья |
01.02 | 2 | Особенности общения с детьми в семье |
19.02 | 1 | Отношения в семье как основа взаимопонимания |
01.03 | 4 | Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка |
19.03 | 3 | Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста |
05.04 | 3 | Советы родителям «Правила общения с ребёнком» |
16.04 | 2 | Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях |
03.05 | 2 | Семейные традиции и ценности в воспитании детей |
22.05 | 4 | Организация свободного времени детей в период летних каникул |
План групповых консультаций педагога-психолога Вавринчук Е.А.
Время проведения: 10.00-11.00 Место проведения: кабинет №10
Дата | Тема | Класс |
14.09.2024 | Психологические особенности младших школьников | 1 |
18.09.2024 | Безопасность детей в сети Интернет | 4 |
12.10.2024 | Профилактика жестокого обращения с детьми | 2 |
23.10.2024 | Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? | 3 |
09.11.2024 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку? | 4 |
20.11.2024 | Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей | 3 |
14.12.2024 | Отношения в семье как основа взаимопонимания | 1 |
28.12.2024 | Семейные традиции ценности в воспитании детей | 2 |
11.01.2025 | Интеллектуальное развитие ребенка | 4 |
22.01.2025 | Мотивы учения младших школьников | 1 |
08.02.2025 | Как выявить и развить способности детей? | 3 |
19.02.2025 | Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка | 4 |
05.03.2025 | Поощрение и наказание детей в семье | 1 |
22.03.2025 | Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях | 2 |
12.04.2025 | Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста | 3 |
23.04.2025 | Микроклимат в семье и воспитание ребёнка | 2 |
10.05.2025 | Как на самом деле любить своих детей? | 2 |
21.05.2025 | Организация свободного времени детей в период летних каникул | 4 |
Просветительские материалы родительского университета
Развитие памяти и внимания младших школьников
Приемы развития внимания
1. Корректура
Дайте ребенку задание найти и вычеркнуть определенные буквы в печатном тексте. Для этого подойдут, например, старые книги. По мере овладения игрой меняйте отыскиваемые буквы, дайте задание одновременно отыскивать две буквы, по-разному их зачеркивайте (подчёркивать, обводить) и др.
2. Срисовывание
Предложите ребенку какой-либо графический образец (выполненный по клеточкам геометрический узор, буквы, цифры и др.) и дайте задание точно воспроизвести его до конца тетрадной строчки или на нескольких строчках.
3. Игра «Ищи безостановочно»
Ребенок должен увидеть и перечислить вокруг себя как можно больше предметов одного цвета (одной формы, материала, размера и др.).
4. Упражнение «Услышать все»
Предложите ребенку короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы и определить, от чего они произошли (можно специально организовать некоторые шумы).
5. Распределение цифр в определенном порядке
Покажите ребёнку таблицу, например 3/3, 4/4, 5/5, в которой расположены несколько цифр от 1 до 20. Нужно переписать их в порядке возрастания в строчку, или в пустую таблицу такого же размера, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата. Более сложный вариант: определить и записать в порядке возрастания пропущенные цифры.
6. Перепутанные линии
Нарисуйте на листе 3-4 перепутанные линии, соединяющие по две картинки, буквы, фигурки и т.п. Попросите проследить за ними взглядом от начала до конца.
7. Найди отличия
Предложите детям найти отличия в каких-либо предметах, картинках, различающихся определенным числом деталей.
8. Игра «Муха»
Для этой игры нарисуйте поле 3х3. Возьмите любую маленькую фишку, которая будет символизировать «дрессированную муху», или любую маленькую фигурку. Объясните ребёнку, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд — «вверх», «вниз», «вправо» или «влево» — муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками игры по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещением «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля. За это возможен штраф – например, пропуск хода.После всех этих разъяснений начинается сама игра. В любой момент игры взрослый говорит «Стоп!» и ребёнок должны указать, где в данный момент находится «муха».После того, как игра хорошо усвоена, её возможно усложнить – увеличить количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество мух, в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.
Приёмы развития памяти
1. Упражнение «Наблюдательность»
Предложите ребенку по памяти подробно описать школьный двор, коридор, дорогу домой, или какое-то другое всем известное место – то, что он видел сотни раз. Затем дополните ответ ребенка своими наблюдениями.
2. Игра «Заметить все»
Разложите в ряд 7-10 предметов, или карточек, с изображением предметов, растений, животных людей и др. Предложите ребенку несколько секунд внимательно рассматривать предметы. Затем закройте картинки и попросите перечислить все предметы (картинки), которые он запомнил, спросите, в какой последовательности они лежали. Предложите описать предметы, их цвет, детали. Поменяв местами, убрав или добавив несколько карточек, снова покажите все на 8-10 секунд. Закройте и предложите ребенку определить, что изменилось.
3. Рисование по памяти
На определенное ограниченное время предъявите ребенку какую-либо сюжетную картинку, содержание которой он должен детально изучить и потом воспроизвести по памяти.
4. Развитие логической памяти
· Группировка. Научите ребенка тому, что любой материал для лучшего запоминания можно разбить на части или группы. Так, при запоминании литературного произведения поэтапно удобно запоминать начало (завязку), развитие действия, главное событие (кульминацию), конец (развязку).
· Классификация. Объясните, что информацию для более легкого запоминания лучше разделить на классы. Например, выделите животных и растения, посуду и одежду, существительные и глаголы и т.д.
· Ассоциации. Связывайте любую информацию со старой, уже известной. «Что напоминает тебе эта буква, слово?» и т.п.
· Аналогии. Предложите ребёнку определить сходство, подобие, т.е. сравнить. При этом, чем резче различия, тем лучше запоминается. (Например, чем отличаются глаголы от существительных, квадрат от треугольника).
· Схематизация. Изображайте основное содержание грамматических правил, нового материала в виде схем, рисунков.
· Поиск опорного пункта. Предъявляйте ребёнку информацию в виде и зрительных, и слуховых и схематических (логических) стимулов.
Адаптация учащихся в 1-м классе
Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
СФОРМИРОВАННОСТЬ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
К четвертому классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения (рисунки, схемы и т.п.), и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.
Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.
Индивидуальный стиль учебной работы проявляется не только в общем подходе к выполнению учебных заданий, но и в использовании школьниками различных учебных умений и навыков. Владение продуктивными приемами учебной работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.
Какие же общие умения важны для успешного обучения? Среди них можно отметить следующие:
— слушать учителя;
— выделять главную мысль сообщения;
— связно пересказывать содержание текста;
— отвечать на вопросы к тексту;
— ставить вопросы к тексту;
— делать содержательные выводы на основе полученной информации;
— письменно выражать свою мысль;
— привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);
— адекватно оценивать результаты собственной работы.
Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и выводы.
Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки в значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся.
Для того чтобы понять, в какой степени четвероклассники владеют некоторыми из основных приемов учебной работы, можно понаблюдать, например, за тем, как ребенок готовится к пересказу заданного на дом параграфа по природоведению. Читает ли он весь текст несколько раз подряд, пытаясь запомнить все сразу? Читает ли всего один раз и, не пересказывая, уверен, что все хорошо знает? Фиксирует ли внимание на содержании отдельных абзацев, не устанавливая затем связи между ними? Отвечает ли на вопросы к тексту?
Детей необходимо учить работать с учебным текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т.д.
Навык связного пересказа удобно развивать не только на учебном материале: можно попросить ребенка рассказать содержание прочитанной книги, увиденного кинофильма, описать события прошедшего дня.
Методика «Смысловые единицы» разработана К.П. Мальцевой
С целью развития памяти детей можно познакомить их с приемом выделения смысловых мнемических опор. Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи – крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Методика заключается в том, что перед ребёнком ставится задача выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ребёнок должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чём) говориться в этой части?» и «Что говориться (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в этой части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности младшего школьника.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СКЛОННОСТИ ДЕТЕЙ
К четвертому классу у большинства школьников намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие — меньше.
Предпочтение тех или иных учебных предметов во многом связано с индивидуальными склонностями и способностями ребенка: кому-то нравится математика, у кого-то ярко проявляются лингвистические способности.
А если у ребенка никаких особенных предпочтений и интересов не обнаруживается? Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и на первый взгляд одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддерживать.
Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.
Специальная анкета, разработчиками которой являются де Хаан и Коф поможет родителям лучше осознать интересы и склонности своего ребенка, выбрать для него наиболее подходящую область внешкольных занятий.
АНКЕТА СПОСОБНОСТЕЙ ВАШЕГО РЕБЕНКА
С помощью этой анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребенок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребенок может проявить свои таланты, и даны их характеристики.
Дайте оценку каждому из качеств в баллах (по пятибалльной системе):
5 баллов – такое качество сильно выражено у вашего ребенка;
4 балла – выражено выше среднего;
3 балла – выражено средне;
2 балла – слабо выражено;
1 балл – совсем не выражено.
Суммируйте баллы по всем качествам внутри каждой из восьми областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области.
Попробуйте составить графическое изображение способностей вашего ребенка. Для этого на горизонтальной оси обозначьте восемь областей способностей, на вертикальной отметьте полученный для каждой из них средний балл. Вы получите ломаную линию – профиль способностей вашего ребенка.
Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь вам при анализе поведения ребенка, его умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех проявлений поведения ребенка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его способностей.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
1. На занятиях все легко и быстро схватывает.
2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.
3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях.
4. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду.
6. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
7. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
8. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.
9. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.
10. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.
11. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
12. Задает много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.
13. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
14. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.
15. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ
1. В своих рисунках и картинах изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).
4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
6. Прибегает к рисунку и лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось на своем собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре.
8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ
1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
СПОСОБНОСТИ К ЗАНЯТИЮ НАУЧНОЙ РАБОТОЙ
1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).
2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
3. Обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.
4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
5. Интересуется актерской игрой.
6. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
7. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги.
8. Не унывает, если проект или новая идея не поддержаны учителями или родителями или если его эксперимент не получился.
9. Пытается выяснить причины и смысл событий.
10. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием.
11. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ
1. Может легко построить рассказ, начиная с завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем.
3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.
4. Рассказывая о чем-то, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.
5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
7. Любит писать рассказы и стихи.
8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ
1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
2. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию.
3. Передает чувства через мимику, жесты, движения.
4. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
5. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания.
6. Пластичен и открыт всему новому, не «зацикливается» на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от них отказаться.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
2. Интересуется механизмами и машинами.
3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников.
4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».
6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.
7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
СПОСОБНОСТИ К СПОРТУ
1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
2. Любит участвовать в спортивных играх и соревнованиях.
3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.
4. Бегает быстрее всех в классе.
5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.
6. Любит ходить в походы. Играть на открытых спортивных площадках.
7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол).
Психологические и физиологические особенности третьеклассников
Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.
Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.
Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьников: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими психическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.
Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.
Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению — с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко — в 2,1 раза — увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.
Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений, направленных на развитие внимания: разнообразные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников — многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.
Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др.
Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.
Для того чтобы помочь заинтересованным родителям правильно организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только рекомендовать необходимую литературу, но и провести обучающие занятия для самих родителей.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения.
Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.
Как привить ребёнку любовь к чтению?
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ
Люди перестают мыслить,
когда они перестают читать.
Д. Дидро
К третьему классу у разных детей складывается неодинаковое отношение к чтению как самостоятельному интеллектуальному занятию.
Как правило, в каждом классе есть две группы детей, демонстрирующих полярное отношение к чтению. Одни читают охотно и много, не расстаются с книгой. Другие, напротив, не любят читать, делают это лишь по принуждению. Именно вторая группа учащихся чаще всего вызывает особое беспокойство учителей и родителей.
Дети, которые не любят читать, нередко плохо владеют техникой чтения. Именно отсутствие хорошо отработанного навыка чтения может служить препятствием для свободного общения ребенка с книгой. В этом случае следует уделить особое внимание отработке технической стороны чтения. Чтение, как и любой другой навык, требует специальных усилий и времени для закрепления умения и его совершенствования. Времени, отведенного для этого на уроках чтения, очевидно недостаточно. Для закрепления навыка чтения ребенок нуждается в систематических, ежедневных домашних упражнениях.
Формирование навыка чтения тесно связано с общим речевым развитием ребенка, поэтому, в случае явных затруднений, следует обратиться за необходимыми рекомендациями к логопеду.
Специалисты, занимающиеся проблемами детского чтения, утверждают: для улучшения навыков чтения особенное значение имеет эмоциональное состояние ребенка. Родителям необходимо помнить, что ребенок, любимый ими независимо от своих недостатков, получающий эмоциональную поддержку взрослых, а значит, уверенный в себе, легче обучается чему бы то ни было, в том числе и чтению.
Между тем многие третьеклассники владеют техникой чтения достаточно хорошо, однако не являются активными и самостоятельными читателями. Родители нередко сетуют на то, что ребенок не проявляет большого интереса к книгам, зато много времени проводит у телевизора или компьютера.
Потребность в чтении не возникает сама собой и не складывается в результате принудительного общения с книгой. Насилие здесь недопустимо. Любовь к чтению закладывается годами, и первостепенное значение при этом имеет отношение к чтению самих родителей. Любят ли в семье читать? Есть ли в доме своя библиотека? Часто ли ребенок видит родителей с книгой? Делятся ли они с детьми своими впечатлениями о прочитанном? Следят ли родители за книжными новинками, в том числе и в области детской литературы?
Как правило, читать любят дети читающих родителей.
Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них.
- Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
- На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
- Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.).
- В доме должна быть детская библиотечка.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.
- Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
- Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов — пусть дети читают все что угодно!
- Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
- Пусть дети каждый вечер читают в постели, перед тем как уснуть.
Психологические особенности младших школьников
Поступление в школу — переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе и т.д.
В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения.
Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением «внутренней позиции школьника» (Л.И. Божович).
Наличие «внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает маленькому ученику преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда осваиваемый ребенком учебный материал объективно однообразен и не слишком интересен.
В поддержании у первоклассника «внутренней позиции школьника» неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребенка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребенка, его уверенности в себе.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Эти правила связаны как с организацией самой школьной жизни, так и с включением ребенка в новую для него учебную деятельность.
Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно успешно справляются с этой задачей. Можно согласиться с мнением ряда психологов, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.
Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.
По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.
Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.
Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.
Известный отечественный психолог Л.И. Божович писала по этому поводу: «Ни один учитель никогда не потребует от школьников решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие учителя требуют от учащихся организованности, прилежания, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботятся о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы. Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.
Безопасность детей в сети Интернет
Информационно-коммуникативные технологии становятся новым инструментом в образовании и воспитании школьника, события Всемирной паутины все больше интересуют подростков. Но не стоит забывать, что Интернет таит в себе множество опасностей. Вы знаете, что в ваше отсутствие ребенок смотрит в Интернете? Какие сайты посещает со своего телефона? Ведь Интернет состоит не только из «соцсетей», образовательных и развлекательных порталов, в нём есть множество сайтов, пропагандирующих порнографию, межнациональную и религиозную рознь, насилие, употребление наркотиков и алкоголя, да и мошенников в нем хоть пруд пруди. Всё это может травмировать психику ребенка, ударить по семейному бюджету и неизвестно чем обернуться в будущем. Большинство родителей осознают эту проблему, но немногие из них не знают, как правильно защитить своих детей от такого рода информации. В нашем современном мире пользователи Сети становятся все моложе. Благодаря Интернету дети открывают для себя новый мир, получают огромное количество информации, знакомятся и общаются, занимаются творчеством. Но для успешного и безопасного путешествия по «всемирной паутине» необходимо знать как о ее возможностях, так и о ловушках, подстерегающих пользователя в Интернете.
Безопасность в Интернете детей от 5 до 7 лет
У детей этого возраста обычно открытая натура и положительный взгляд на мир. Они доверяют авторитету взрослых, хотят вести себя хорошо, гордятся приобретенным умением читать и считать, готовы к новым познаниям и творчеству.
В интернете дети этого возраста могут играть, готовиться к школе, участвовать в конкурсах, общаться. Однако дети этого возраста сильно зависят от взрослых при поиске сайтов, интерпретации информации из Интернета или отправке электронной почты.
Советы по безопасности
Расскажите детям о конфиденциальности.
Научите их никогда не выдавать в Интернете информацию о себе и своей семье.
Если на сайте необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не раскрывающий никакой личной информации, объясните, для чего это нужно.
Не разрешайте детям этого возраста пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями, чатами или досками объявлений, самостоятельно отправлять письма по электронной почте.
Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит или угрожает им.
Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам.
Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится. Сообщите о негативном контенте в компетентные органы.
Безопасность в Интернете детей от 7 до 9 лет
Дети этой возрастной группы (как правило, ученики 1-3 классов) только начинают развивать чувство своей моральной и половой индивидуальности. Они доверчивы и не сомневаются в авторитетах, часто интересуются жизнью старших детей. Однако в этом возрасте у детей появляется желание выяснить границы свободы: что они могут себе позволить делать без разрешения родителей. Дети этого возраста любят путешествовать по Интернету и играть в сетевые игры. Возможно, они используют электронную почту и могут также заходить на сайты и чаты, посещать которые родители не разрешали.
Советы по безопасности
Создайте список домашних правил Интернета при участии детей.
Приучите детей посещать строго те сайты, которые вы разрешили.
Держите компьютеры с подключением к Интернету в общих комнатах.
Используйте рассчитанные на детей поисковые машины с фильтрами информации.
Создайте семейный электронный ящик вместо того, чтобы позволять детям иметь собственные адреса.
Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы.
Не разрешайте детям этого возраста пользоваться службами мгновенного обмена сообщениями.
Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Говорите с детьми о традиционных семейных ценностях, взаимоотношениях между полами, так как в Интернете дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит или угрожает им.
Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам.
Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится. Сообщите о негативном контенте в компетентные органы.
Безопасность в Интернете детей от 9 до 13 лет
Этот возраст – время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по- настоящему важными. Дети этого возраста используют интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в игры онлайн, заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения – мгновенный обмен сообщениями.
Советы по безопасности
Корректируйте и отслеживайте список домашних правил Интернета при участии детей.
Держите компьютеры с подключением к Сети в общих комнатах, а не в спальнях детей.
Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Познакомьте их с информационно-развлекательный сайтом, для детей и подростков открытом Роскомнадзором http://персональныеданные.дети/.
Научите детей не загружать программы без вашего разрешения – они могут загрузить вирус или шпионскую программу. Кроме того, объясните ребятам, что, делая файлы общими или загружая из Интернета тексты, фотографии или рисунки, они могут нарушать чьи-то авторские права. Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома, создайте ему учетную запись с ограниченными правами. Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Сообщите о негативном контенте в компетентные органы.
Говорите с детьми о традиционных семейных ценностях, взаимоотношениях между полами, так как в Интернете дети могут легко натолкнуться на порнографию или сайты «для взрослых».
По-прежнему пользуйтесь семейным электронным ящиком вместо того, чтобы позволять детям иметь собственные адреса, либо настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы могли убедиться, что они не общаются с незнакомцами.
Расскажите детям об ответственном, достойном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.