Задачами деятельности педагога социального являются:
- информирование участников образовательного процесса о возможностях получения социально-педагогической поддержки;
- выявление проблем социализации обучающихся, уточнение их особенностей;
- своевременное предупреждение во взаимодействии с субъектами образовательных отношений возможных нарушений социализации обучающихся, их поведения и взаимодействия в социуме;
- содействие в создании оптимальной социальной ситуации развития обучающихся,целенаправленному формированию у них системы социальных норм, ценностей, навыков и моделей поведения, необходимых для успешной социализации, взаимодействия в социуме и стремления к самореализации;
- коррекция особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к проблемам социализации и взаимодействия в социуме;
- повышение уровня правовой культуры участников образовательного процесса и культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся.
Задачами деятельности педагога-психолога являются:
- информирование участников образовательного процесса о возможностях полученияпсихологической помощи;
- выявление психологических проблем у обучающихся, уточнение их особенностей;
- своевременное предупреждение во взаимодействии с субъектами образовательных отношений возможных нарушений в развитии личности обучающихся, их поведении и взаимодействии в социуме;
- содействие в сохранении и укреплении психического здоровья обучающихся, оптимизации их психического развития, создание условий для развития ресурсных возможностей их личности, необходимых для самопознания, самосовершенствования и стремления к самореализации;
- коррекция особенностей личности и поведения обучающихся, которые приводят к психологическим проблемам;
- повышение уровня психологической культуры участников образовательного процесса.
Принципы деятельности специалистов:
- законность;
- уважение и соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- доступность получения социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
- добровольность получения социально-педагогической поддержки и психологической помощи;
- обеспечение равных возможностей получения социально-педагогической поддержки и психологической помощи для всех обучающихся;
- конфиденциальность;
- научная обоснованность;
- профессионализм;
- интеграция видов социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Условия оказания психологической помощи
Психологическая помощь несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – оказывается с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, указанных ниже.
При оказании психологической помощи несовершеннолетним согласия законных представителей не требуется:
- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
- при осуществлении деятельности по признанию, а также в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
- при проведении индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования;
- несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
Виды психологической помощи
(Статья 5 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи»)
К видам психологической помощи относятся:
психологическое консультирование – мероприятия, направленные на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной и иной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;
психологическая коррекция – мероприятия, направленные на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;
психологическая профилактика – мероприятия, направленные на своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении психического здоровья;
психологическое просвещение – мероприятия, направленные на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологической помощи и самопомощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.
Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности гражданина и направленная на выявление психологических проблем гражданина, уточнение их особенностей.
Психолог может отказать в оказании психологической помощи в случае, если:
обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;
гражданин, которому оказывается психологическая помощь, не соблюдает рекомендации психолога.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
