ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
задачами деятельности специалистов являются:
- защита прав и законных интересов обучающихся учреждений образования, содействие их обучению, воспитанию и развитию, социальной адаптации;
- содействие в формировании благоприятной атмосферы в коллективах обучающихся учреждения образования;
- организация личностно-ориентированной социально-педагогической поддержки, психологической помощи обучающимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
- участие в разработке и выполнении плана реализации мероприятий по устранению причин и условий, повлекших создание неблагоприятной для детей обстановки, плана защиты прав и законных интересов ребенка;
- участие в подготовке обучающихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
- разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации обучающихся;
- предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, пропаганда здорового образа жизни;
- повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса.
Принципы деятельности специалистов:
- законность;
- уважение и соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
- доступность и добровольность получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи;
- обеспечение равных возможностей получения социально-педагогической поддержки и оказания психологической помощи для всех обучающихся;
- конфиденциальность;
- научная обоснованность;
- профессионализм.
Социально-педагогическая поддержка несовершеннолетних обучающихся осуществляется во взаимодействии с их законными представителями и с учетом мнения несовершеннолетнего обучающегося.
Объем, формы, продолжительность социально-педагогической поддержки и психологической помощи определяются специалистами с учетом возраста обучающихся, характера проблем, анализа и перспектив их решения.
Условия оказания психологической помощи
(выписка из статьи 18 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи»)
Психологическая помощь несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет – оказывается с согласия одного из законных представителей, за исключением случаев, указанных ниже.
При оказании психологической помощи несовершеннолетним согласия законных представителей не требуется:
- при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;
- при осуществлении деятельности по признанию, а также в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;
- при проведении индивидуальной профилактической работы, комплексной реабилитации в соответствии с законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- при оказании психологической помощи в виде психологического просвещения и психологической профилактики в учреждениях образования;
- несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно.
Виды психологической помощи
(Статья 5 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи»)
К видам психологической помощи относятся:
психологическое консультирование – мероприятия, направленные на содействие гражданину (группе граждан) в разрешении психологических проблем, в том числе в принятии решений относительно профессиональной и иной деятельности, межличностных отношений, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию, а также на преодоление последствий кризисных ситуаций;
психологическая коррекция – мероприятия, направленные на исправление (корректировку) особенностей личности гражданина и его поведения, которые приводят к психологическим проблемам;
психологическая профилактика – мероприятия, направленные на своевременное предупреждение возможных нарушений в развитии личности гражданина и межличностных отношений, содействие гражданину в сохранении и укреплении психического здоровья;
психологическое просвещение – мероприятия, направленные на распространение психологических знаний, повышение степени информированности граждан о психологии и возможностях психологической помощи и самопомощи в целях повышения уровня их психологической культуры и качества личной жизни.
Составной частью любого вида психологической помощи может являться психологическая диагностика, выражающаяся в оценке индивидуально-психологических свойств личности гражданина и направленная на выявление психологических проблем гражданина, уточнение их особенностей.
Психолог может отказать в оказании психологической помощи в случае, если:
обращение гражданина за оказанием психологической помощи не обусловлено наличием у него психологических проблем и (или) необходимостью преодоления последствий кризисных ситуаций;
гражданин, которому оказывается психологическая помощь, не соблюдает рекомендации психолога.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ