Рекомендации по организации и проведению воспитательных мероприятий в группе продленного дня

  • Создавать позитивный психологический настрой на занятии, пробуждая интерес, любопытство, удивление детей, возбуждая радостное ожидание предстоящего события. Средствами достижения этой задачи могут быть: необычное оформление помещения, доски, музыкальное сопровождение, особые ритуалы, сценическая завязка действия, вступительное слово педагога.
  • Обеспечивать непринужденную и доброжелательную обстановку, способствующую раскрепощению и снятию напряжения.
  • Привлекать детей к участию в определении целей и задач занятия, стремиться обеспечить каждому ребенку личностное восприятие педагогического замысла.
  • Учитывать особенности ребёнка, уважать его личность, веру в его способности, в ходе занятия опираться на имеющийся практический опыт.
  • Преподносить новые знания в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослых совместных активных поисков.
  • Без принуждения вовлекать учащихся в процесс занятий (предлагать варианты деятельности, приглашать к активным ролям при условии желания ребёнка).
  • Использовать игровое оформление предлагаемых видов деятельности, опираясь на методы собственно досуговой деятельности, такие, как:театрализация; состязательность;экспромт и импровизация; равноправный духовный контакт всех участников.
  • Создавать условия для смены видов деятельности, педагогически целесообразно чередовать ролевой функционал участников.
  • Включать в каждое занятие коллективные, групповые виды деятельности.
  • Всячески поддерживать и поощрять детское соучастие и инициативу в подготовке и проведении занятия.
  • Гибко выстраивать структурные части занятия, своевременно улавливать изменения в настроении детей и вносить необходимые коррективы.
  • Завершать каждое занятие коллективным анализом личной пользы его содержания, а также с позиции эмоционального состояния детей. Должны прозвучать слова признательности и благодарности всем участникам события.
  • Давать эмоционально привлекательный педагогический анонс следующего занятия вместе с запуском подготовки к нему.
  • Создавать систему взаимодействия совместной работы различных кружков.

Формирование функциональной грамотности учащихся
средствами учебных предметов

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня.

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Иоганн Генрих Песталоцци

(Педагог, который разработал теорию элементарного

природосообразного воспитания и обучения)

Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

– «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

– «Бодхисаттва входит во дворец», – это значит, положи чай в чайник,– добавил второй.

– «Струя греет чайник», – это значит, кипящей водой залей чайник, –подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.

Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

– Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

– Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

– Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов.

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

На нас сегодня ежедневно и ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, сегодня сложно представить себе детей и подростков, взрослых, которые не пользовались бы глобальной всемирной сетью. В сети можно покупать товары, работать, получать образование, посещать вебинары и видеоконференции, даже обращаться в государственные органы и за врачебной помощью.

Функциональная грамотность  это умение детей применять в жизни знания и навыки, полученные на уроках, уровень образованности, который достигается за период школьного обучения, способствующий решать жизненные задачи в различных ее сферах, способность человека вступать в отношения с внешней средой, уметь быстро адаптироваться и жить в ней.

И потому очень важно уметь понимать, анализировать и использовать любую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения. Этот навык сегодня совершенно необходим учащимся для того, чтобы он чувствовал себя уверенно в обществе.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

— информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из интернета учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

деятельностная грамотность – это проявление организационных умений  и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным. Учитель организатор самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентный консультант и помощник. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Цель учителя – развить ребёнка. Развить мышление – из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое. Развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.  Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику. Развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность. Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся.

Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные знания, умения, навыки, представленные в виде задания, а формой организации – проблемные ситуации.

Функциональная грамотность учащегося состоит из:

грамотности в чтении и письме;

грамотности в естественных науках;

математической грамотности;

компьютерной грамотности;

грамотности в восприятиях окружающего мира;

 грамотности в вопросах здоровья.

Для успешного формирования функциональной грамотности учащихся, достижения ключевых и предметных компетенций на уроках начальной школы необходимо выполнять следующие условия:

• обучение должно носить деятельностный характер;

• учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала;

• учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности  учащихся  за результаты своей деятельности;

• в урочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы; 

• активно поддерживать исследования учащихся в области сложных глобальных проблем.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе:

здесь идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию;

формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, сериация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Для развития функциональной грамотности необходимо использовать различные методические приёмы, такие как:

•проблемно-диалогическое освоение  новых знаний;

• формирование правильной читательской деятельности; 

• проектной деятельности; 

• обучение на основе «учебных ситуаций»; 

• уровневая дифференциация обучения;

• информационные и коммуникационные;  

• оценивание учебных достижений учащихся и др.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.

Важно уделять внимание развитию осознанности чтения.

Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературного чтения, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Проверяется и грамотность чтения, это осуществляется при помощи специальных вопросов и заданий, при составлении которых учитываются уровни понимания текста. Изучение  навыков чтения находится на контроле по итогам полугодия. Ведение  читательских дневников, уроков – обобщения по прочитанным произведениям помогают в этом.

Недостатки чтения обусловливают и недостатки интеллектуального развития, что вполне объяснимо. В старших классах резко увеличивается объем информации, и нужно не только много читать и запоминать, но, главным образом, анализировать, обобщать, делать выводы. При неразвитом навыке чтения это оказывается невозможным.

Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, умение подобрать произведение на заданную тему, умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Слайд – уроки.

Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, наряду с этим учащиеся овладевают навыком организации своего рабочего места, навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы одноклассника, навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Слайд – уроки.

Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания, основа развития ключевых компетенций учащихся. Формирование навыков грамотного письма у учащихся — одна из самых трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначается как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Для учащихся немалое значение имеет и естественнонаучная грамотность: способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на  научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

Учебные предметы «Человек и мир» и «Основы безопасности жизнедеятельности» являются интегрированными и состоят из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Формируем первоначальные представления и знания о природе, обществе и человеке, основ экологической и духовно-нравственной культуры, здорового образа жизни. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Учебный предмет «Математика» предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости, практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются –интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление. Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Трудовая грамотность имеет немалое значение в формировании функциональной грамотности.

Учебный предмет «Трудовое обучение» предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства.

Ученику в формировании функциональной грамотности помогает каждодневная работа учителя на уроке, методические приёмы, которые он выбирает соответствующую их возрастной ступени, связь с семьёй обучающегося, вовлечение детей в продуктивную деятельность на уроках и возможность применения полученных знаний и умений в окружающей действительности.

Вывод.

Функциональная грамотность – это набор умений и навыков, обеспечивающих человеку полноценное участие в жизни общества.

Отличительные черты учащегося с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.  

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок. Процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. 

Таким образом, для формирования функциональной грамотности учащихся (способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий, в начальной школе должны быть созданы определенные условия. Функциональная грамотность является комплексным эффектом обучения. Одним из способов достижения комплексных результатов является организация разных видов учебной деятельности для обеспечения преемственности и непрерывности образовательной программы начального образования и образовательной программы базового образования.